Обратная связь в игропрактике

Команда Мечты

Обратная связь – слова, давно набившие оскомину и имеющие смысл чаще всего далекий от первоначального, который закладывался еще нашими собратьями экономистами на заре формирования менеджмента как науки.

Для меня же, как игропрактика, эта самая обратная связь стала качественным показателем, отличающим одного ведущего игр от другого.  Если рассматривать игру, как трансформационный процесс, то общая польза игрока как раз и складывается из количества инсайтов и осознаний, а, следовательно, мастерство ведущего игры в таком случае зависит от совершенствования этого инструмента.

Сама по себе обратная связь (ОС) является реакцией одного человека на действие или бездействие другого. И тут очень хочется процитировать Артёма Кандара: «Сделали так, получили обратную связь, сделаете наоборот, получите другую», т.е. реакция все равно будет, а развивающая она будет или нет, попробуем разобраться дальше.

Провести классификацию можно по разным признакам, но я остановлюсь на тех, которые, по сути, отвечают нашим задачам:

Развивающая. Она способствует развитию игроков, т.е. помогает закрепить, либо избавиться от какого-либо поведения. Она обычно даётся развёрнуто и конструктивно. Ведущий показывает, в чём игрок хорош или где его зоны роста, как это влияет на его результативность в игре и что с этим можно сделать.

Разовая. Давать развёрнутую ОС по всем событиям в игре не всегда возможно, поэтому ведущий может использовать разовую ОС. Фактически это оценка действий игрока без разъяснений и рекомендаций. Например, после реализации успешной сделки ведущий может сказать игроку: «всё принято, молодец».

Агрессивная. Ведущим, как правило, не приходится ею пользоваться, т.к. высказывать недовольство, без объяснения причины ошибки и без возможности исправления ситуации, нет смысла в обучающих и трансформационных играх. А устанавливать границы с игроками всё же стоит за счёт других механик. Однако, помнить о ней стоит, как и последствиях её применения.

Обратная связь в игропрактике

Дабы не изобретать велосипед перейду к готовым моделям ОС – готовым алгоритмам, по которым можно давать реакцию. Два основных метода — «бутерброд» и BOFF. Далее разберёмся как они работают и из чего состоят.

Модель “бутерброда”

Модель «бутерброда» подходит, чтобы развивать игроков и корректировать их действия и реакции. Наш «бутерброд» будет формироваться из трёх этапов:

  • похвалить игрока за то, что у него хорошо получается;
  • описать те действия, которые требуют изменений, и обсудить план действий;
  • завершить диалог позитивным подкреплением.

Например, «Иван, здорово, что ты каждый раз пересчитываешь сумму денежного потока перед тем, как запросить ее у банка. Ты не рационально используешь время хода. Давай договоримся, что эти расчеты ты будешь делать во время хода других игроков, чтобы эффективнее распорядиться своим и реализовать больше выгодных сделок».

Модель BOFF

Другая модель — BOFF, состоящая из четырёх элементов:

  • Behaviour — действие или поведение: перечисляем действия игрока, которые привели к проблеме.
  • Outcome — результат: описываем возникшую проблему.
  • Feelings — чувства или влияние: описываем последствия проблемы или эмоции, которые она вызывает.
  • Future — будущее: обсуждаем поведение или действия игрока в будущем.

Например, «Владимир, ты ведешь общий фондовый рынок, команда поручила тебе ответственность за ведение этой ведомости. Во время игры ты часто отвлекался на телефон в момент, когда зачитывались новые котировки. Сейчас у всех игроков сложность с определением достоверной цены активов, и сделка может не состояться, т.к. время хода ограничено. Давай договоримся, что в будущем ты будешь фокусироваться на порученной тебе задаче и не отвлекаться».

Модель BOFF применима для ОС в крупных проектах, многокомпонентных сделках и т.д., чтобы зафиксировать проблемы и зоны роста при разработке стратегии развития участников этих проектов. Чтобы развивать игрока с моделью BOFF, нужно показать ему, как его действия положительно повлияли на командные результаты. А в конце беседы — объяснить, как закрепить этот результат.

Есть ещё много других моделей. Их подбор и использование зависят от целей и задач, которые вы хотите реализовать посредством этой ОС.

Обратная связь в игропрактике
Фестиваль “День финансовой грамотности

 Если данная статья оказалась вам полезной, то пишите, что хотели бы ещё обсудить!

Благодарю, Валентина

Поделитесь контентом с друзьями или сохраните себе, чтобы не потерять 👇

- экономист, опыт работы в банковской сфере более 8 лет,
- специалист по управлению проектами и оценке стоимости бизнеса,
- учредитель ЧПУ "День финансовой грамотности",
- игропрактик,
- организатор фестивалей трансформационных игр,
- многодетная мама.

Оцените автора
Клуб Игропрактики
Что Вы по этому поводу думаете? Поделитесь мнением 👇

  1. Наталья Ленченкова

    Классная статья 👍, согласна с автором.
    Я думаю, что именно качественная обратная связь от ведущего делает обычную настольную игру трансформационной. И это уже не про то, чтобы весело провести время за игрой, а получить еще и пользу. Я тоже уделяю этому значительное внимание в своих играх, делая больше упор на мышление (моя специализация)

    Ответить